Источник
НИЖНЕТАГИ́ЛЬСКАЯ ЛА́КОВАЯ РО́СПИСЬ — русский художественный промысел, сложившийся в середине XVIII в. в г. Нижний Тагил, на восточном склоне Среднего Урала (Екатеринбургская губерния).
Основой промысла послужили традиции лаковой росписи по дереву и папье-маше (см. Мстёра; Палех; федоскинская миниатюрная лаковая роспись; Холуй). В XVIII в. на Урале возникали горнозаводские и металлургические предприятия купцов Демидовых (см. Сан Донато; уральское камнерезное искусство). Естественно, возникла идея применения техники лаковой росписи к металлическим изделиям. В середине XVIII в. Никита Акинфиевич Демидов (1724—1789) устроил "лакировальную фабрику". В1790 г .
в округе Нижнетагильского завода действовало 12 подобных мастерских. В 1806 г . Николай
Никитич Демидов (1773—1828) организовал "Школу живописи на железе и
лакирования железных вещей" (действовала до 1820 г .). Для росписи использовали подносы из железа и другие изделия из меди или бронзы. Роспись выполняли масляными красками по специальному грунту из смеси глины, сажи и масла.
Писали сюжетные сценки, портреты на фоне пейзажа, цветы, чаще по темному — зеленому, синему, черному — фону (цв. ил. 9). В XIX в. использовали репродукции с картин и гравюры известных художников русского классицизма. Готовую роспись покрывали несколькими слоями прозрачного лака. Потребности рынка обусловили постепенное сближение мотивов росписи с крестьянским творчеством, традиционными темами примитивного искусства. Мастера стали использовать яркий цветной фон, крупные букеты цветов. Известностью пользовалась продукция Троицкого завода близ Соликамска. Его изделия: расписная посуда, шкатулки, сундуки, подносы — называли горнозаводской росписью. К началу XX в. искусство нижнетагильской лаковой росписи было утрачено. С конца 1960-х гг. возрождалось во вновь организованных артелях (сравн. жостовская роспись).
Но необходимо отметить, что эта техника, не что иное, как техника "махового письма" (дословный перевод - "one stroke") или "нижнетагильская роспись". Особенность росписи – двухцветный мазок.
P.S. Дорогие участницы проекта. Рассылка была сделана не всем, а только желающим. Если вы тоже хотите получить полное задание с образцами, то оставьте комментарий и я пришлю вам письмо.
НИЖНЕТАГИ́ЛЬСКАЯ ЛА́КОВАЯ РО́СПИСЬ — русский художественный промысел, сложившийся в середине XVIII в. в г. Нижний Тагил, на восточном склоне Среднего Урала (Екатеринбургская губерния).
Основой промысла послужили традиции лаковой росписи по дереву и папье-маше (см. Мстёра; Палех; федоскинская миниатюрная лаковая роспись; Холуй). В XVIII в. на Урале возникали горнозаводские и металлургические предприятия купцов Демидовых (см. Сан Донато; уральское камнерезное искусство). Естественно, возникла идея применения техники лаковой росписи к металлическим изделиям. В середине XVIII в. Никита Акинфиевич Демидов (1724—1789) устроил "лакировальную фабрику". В
Писали сюжетные сценки, портреты на фоне пейзажа, цветы, чаще по темному — зеленому, синему, черному — фону (цв. ил. 9). В XIX в. использовали репродукции с картин и гравюры известных художников русского классицизма. Готовую роспись покрывали несколькими слоями прозрачного лака. Потребности рынка обусловили постепенное сближение мотивов росписи с крестьянским творчеством, традиционными темами примитивного искусства. Мастера стали использовать яркий цветной фон, крупные букеты цветов. Известностью пользовалась продукция Троицкого завода близ Соликамска. Его изделия: расписная посуда, шкатулки, сундуки, подносы — называли горнозаводской росписью. К началу XX в. искусство нижнетагильской лаковой росписи было утрачено. С конца 1960-х гг. возрождалось во вновь организованных артелях (сравн. жостовская роспись).
Но необходимо отметить, что эта техника, не что иное, как техника "махового письма" (дословный перевод - "one stroke") или "нижнетагильская роспись". Особенность росписи – двухцветный мазок.
Урок
первый: Элементы Тагильской
росписи. Материал гуашь, акварель, круглая кисть №2-3, плоская кисть.
Задание – выполнить на альбомном листе элементы росписи.
Время
выполнения с 1 по 31 марта. Фото отчет.
Урок второй: Композиция. Материал гуашь, акварель, акрил, круглая кисть
№2-3, плоская кисть.
Задание – выполнить композицию подноса. Форма подноса
по вашему желанию
Выполните
композицию с цветами, листьями. Время выполнения с 1 по 30 апреля. Фото отчет.
Урок третий: Композиция. Материал гуашь, акварель, акрил, круглая
кисть №2-3, плоская кисть.
Задание – выполнить композицию подноса. Форма подноса
по вашему желанию
Выполните
композицию с фруктами, листьями. Попробуйте набрать на плоскую кисть не два, а
три цвета. Поэкспериментируйте с цветом. Если возможно, порисуйте на
тонированой бумаге коричневой, черной.
Время
выполнения с 1 по 31 мая. Фото отчет.P.S. Дорогие участницы проекта. Рассылка была сделана не всем, а только желающим. Если вы тоже хотите получить полное задание с образцами, то оставьте комментарий и я пришлю вам письмо.
Наташа, какую красоту ты для нас подобрала, спасибо. Еще бы найти ту сторону с какой к этой росписи подступиться.
ОтветитьУдалитьЛеночка, конечно я точно не смогу так, это же мастера не один год росписью и только росписью занимаются. Но нужно смело брать альбом, плоскую кисть и окунать ее в краски и пробовать, пробовать, пробовать. Так что не БОИСЬ, вперед, и только вперед!!!
Удалить