История возникновения.
Эта роспись зародилась в Тюменской области. Роспись распространена на территории от Вятки до Тюмени.
В европейской части России декоративная роспись была тесно связана с иконописью. Бытовую утварь и интерьеры в XVII в. украшали иконописцы. Тюменские росписи XVII в. неизвестны, но здесь имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.
В сельской местности этот промысел распространился в XVIII веке, это время отличалось частыми неурожаями. В результате происходило обеднение местного крестьянства и усиливался процесс развития ремесел.
Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является кармацкое красильное дело. Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики на рубеже XVIII—XIX вв. Представители крупных центров русского старообрядчества г. Стародуба и Вятки сохранили и развили в новых условиях самобытную культуру, в которой значительное место принадлежало домовой росписи. Косвенным свидетельством их общения с красильщиками могут служить особые приемы письма, которыми пользовались кармацкие красильщики — способ держания кисти «пенечком» и вращение ее вокруг собственной оси при нанесении разживок.
В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки, трепала, сечки для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Среди этого обилия особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья).
Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в сгармонированное целое.
Период наивысшего развития народного красильного дела в целом относится к 1880-1910 гг. Но уже в1914 г . промысел приходит в упадок: заработок по случаю войны уменьшается. К 1916 г . он резко сократился.
Спад красильного дела был, видимо, в какой-то степени связан и с изменением вкусов сельского населения, шире применявшего новые способы отделки жилищ — штукатурку, оклейку обоями, побелку. Кроме того, интенсивное развитие промысла привело к снижению художественного качества росписи, объясняемому приходом большого количества недостаточно квалифицированных мастеров. Однако с 1925 до1940 г . некоторые маляры еще ездили в глухие районы Западной Сибири.
В европейской части России декоративная роспись была тесно связана с иконописью. Бытовую утварь и интерьеры в XVII в. украшали иконописцы. Тюменские росписи XVII в. неизвестны, но здесь имелись мастера по деревообработке, изготавливающие деревянную посуду и утварь, были иконописцы, которые могли их расписывать.
В сельской местности этот промысел распространился в XVIII веке, это время отличалось частыми неурожаями. В результате происходило обеднение местного крестьянства и усиливался процесс развития ремесел.
Одной из разновидностей неземледельческих занятий тюменских крестьян является кармацкое красильное дело. Специалисты предполагают, что обычай расписывать жилища ввели тюменские красильщики на рубеже XVIII—XIX вв. Представители крупных центров русского старообрядчества г. Стародуба и Вятки сохранили и развили в новых условиях самобытную культуру, в которой значительное место принадлежало домовой росписи. Косвенным свидетельством их общения с красильщиками могут служить особые приемы письма, которыми пользовались кармацкие красильщики — способ держания кисти «пенечком» и вращение ее вокруг собственной оси при нанесении разживок.
В деревне Семухино делали крестьянскую крашеную мебель, причем производство было специализированным: столяры сами не занимались окраской изделий, для этого существовали особые красильщики. К середине XIX в. расписные мебель и утварь украшали жилища горожан и дополняли красочный интерьер крестьянских домов. Расписывали вальки, трепала, сечки для рубки капусты, коромысла и ведра, сани, дуги и телеги. Среди этого обилия особенно славились верхотурские берестяные бураки (сосуды, предназначенные для переноски жидкости и питья).
Мастера пользовались местными минеральными и растительными красителями: «синей краской, схожей с брусковою», «желтой вохрой», «умрой», «землей лазоревой», «глиной белой». Цветовая гамма красителей влияла на колорит. При небольшом числе красок контрастный фон усиливал их звучание. Последующая разработка мотивов «разделками», «оживками», «приписками» расширяла градации цвета, объединяя их в сгармонированное целое.
Период наивысшего развития народного красильного дела в целом относится к 1880-1910 гг. Но уже в
Спад красильного дела был, видимо, в какой-то степени связан и с изменением вкусов сельского населения, шире применявшего новые способы отделки жилищ — штукатурку, оклейку обоями, побелку. Кроме того, интенсивное развитие промысла привело к снижению художественного качества росписи, объясняемому приходом большого количества недостаточно квалифицированных мастеров. Однако с 1925 до
Символы в домовой росписи и место в доме, где эта роспись наносилась.
БУТОН - символ детей - потолок, стены, простенки, двери, ставни - белый, синий, красный, желтый, коричневый.
ЦВЕТЫ - символ солнца, взрослого поколения - потолок, стены, простенки, двери, ставни - белый, красный, синий, желтый, коричневый, фиолетовый.
ЛИСТЬЯ - символ изобилия и хорошего урожая - потолок, стены, простенки, двери, ставни - зеленый , синий, желтый, белый.
ПТИЦЫ - символ счастливой жизни - стены, простенки, двери - красный, охристый, желтый, синий, зеленый, черный.
ПЕТУХ - образ солнца и света, мужского начала, хозяина дома, жениха - верхняя часть стенной росписи, стены, оконые проемы, полка-грядка - белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.
КУРОЧКА И ПЕТУШОК - символ счастливой жизни, супружеской пары - стены, оконные проемы, полка-грядка - белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.
ПАВЛИН - мужское начало, хозяин дома - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ПАВЛИН И ПАВА - символсчастливой жизни супружеской пары - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ПАВЛИН С ПАВОЮ РЯДОМ С ЦВЕТУЩИМ КУСТОМ - цветы - дети, павлин с павою - муж и жена - стены, простенки - охристый, белый, зеленый.
ПАВА - женское начало, хозяюшка дома - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ФИЛИН - женское начало, охранитель - ставни и двери и над ними по сторонам - охристый, голубой, белый.
СОВА - женское начало, охранитель - ставни, двери и над ними по обеим сторонам - охристый, голубой, белый.
ЦВЕТЫ - символ солнца, взрослого поколения - потолок, стены, простенки, двери, ставни - белый, красный, синий, желтый, коричневый, фиолетовый.
ЛИСТЬЯ - символ изобилия и хорошего урожая - потолок, стены, простенки, двери, ставни - зеленый , синий, желтый, белый.
ПТИЦЫ - символ счастливой жизни - стены, простенки, двери - красный, охристый, желтый, синий, зеленый, черный.
ПЕТУХ - образ солнца и света, мужского начала, хозяина дома, жениха - верхняя часть стенной росписи, стены, оконые проемы, полка-грядка - белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.
КУРОЧКА И ПЕТУШОК - символ счастливой жизни, супружеской пары - стены, оконные проемы, полка-грядка - белый, голубой, золотистый, коричневый, красный, черный.
ПАВЛИН - мужское начало, хозяин дома - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ПАВЛИН И ПАВА - символсчастливой жизни супружеской пары - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ПАВЛИН С ПАВОЮ РЯДОМ С ЦВЕТУЩИМ КУСТОМ - цветы - дети, павлин с павою - муж и жена - стены, простенки - охристый, белый, зеленый.
ПАВА - женское начало, хозяюшка дома - стены, припечная доска - охристый, белый, зеленый.
ФИЛИН - женское начало, охранитель - ставни и двери и над ними по сторонам - охристый, голубой, белый.
СОВА - женское начало, охранитель - ставни, двери и над ними по обеим сторонам - охристый, голубой, белый.
Тюменская роспись отличается особой техникой двухцветного мазка с белильной разживкой, густым неразбавленным цветом красок и радостным колоритом. Ведущая роль отводится цветному фону, который позволяет достигнуть особой звучности всей росписи при малом количестве красок и небольшой яркости отдельных цветов. Этому же способствует композиционный прием — обрамления живописного поля рамкой контрастного цвета, например оранжево-красного и кобальтово-синего, киноварно-красного и голубовато-зеленого, коричневого и синего.
Основные мотивы росписи — цветы, ягоды, бутоны, фрукты и листья. Реже встречаются изображения птиц, животных и человека. Размеры мотивов разнообразны: ягодка может быть от 1 до4 см в диаметре, цветок — от 3 до 14 см . В композициях существует определенное соотношение элементов: ягодка, как правило, составляет четвертую часть диаметра цветка, лист — половину. Приписки и травки играют вспомогательную роль, объединяя мотивы в компактные букеты, венки или гирлянды, связывая изображение и плоскость в единое целое.
В росписи используются кисти беличьи, колонковые и синтетические, а по форме — круглые и плоские. Для приписок и травинок берут круглые художественные беличьи кисти с достаточно длинным волосом, если вы рисуете на бумаге, то №2-3. Для разживки лучше брать плоские кисти: беличьи №4 и выше, для больших панно и стеновых росписей — колонковые и синтетические № 6 — 16. При покупке первоначальный отбор кистей проводят по внешнему виду, обращая внимание на длину, густоту и аккуратность пучка волос кисти, теребят ворс — проверяют, чтобы он не лез и крепко держался в металлической гильзе. Затем обмакивают кисть в воду и стряхивают лишнюю. Кисточка должна напоминать по форме каплю.
Урок первый: бутоны, цветочки. Материал гуашь, акрил.
Основные мотивы росписи — цветы, ягоды, бутоны, фрукты и листья. Реже встречаются изображения птиц, животных и человека. Размеры мотивов разнообразны: ягодка может быть от 1 до
В росписи используются кисти беличьи, колонковые и синтетические, а по форме — круглые и плоские. Для приписок и травинок берут круглые художественные беличьи кисти с достаточно длинным волосом, если вы рисуете на бумаге, то №2-3. Для разживки лучше брать плоские кисти: беличьи №4 и выше, для больших панно и стеновых росписей — колонковые и синтетические № 6 — 16. При покупке первоначальный отбор кистей проводят по внешнему виду, обращая внимание на длину, густоту и аккуратность пучка волос кисти, теребят ворс — проверяют, чтобы он не лез и крепко держался в металлической гильзе. Затем обмакивают кисть в воду и стряхивают лишнюю. Кисточка должна напоминать по форме каплю.
Урок первый: бутоны, цветочки. Материал гуашь, акрил.
Задание – открытка формата А5.
Выполните композицию с бутонами или цветком.
Время выполнения с 1 по 31 октября. Фото отчет.
Урок второй: цветы, листья. Материал гуашь, акрил.
Задание – обложка блокнота.
Выполните композицию с цветами, листьями, ягодами.
Время выполнения с 1 по 30 ноября. Фото отчет.
Наташенька не расстраивайся, что маленькая активность на сайте, начало учебного года дает о себе знать. Я обязательно продолжу выполнять задания. Спасибо тебе за титанический труд.
ОтветитьУдалитьЗдорово, что эта роспись с помощью двухцветного мазка, можно будет продолжить тренировать руку.
Леночка, конечно, я не расстраиваюсь.
УдалитьЯ с удовольствием рисую, даже если всего раз в месяц удается.
И вам спасибо за поддержку!
Ух ты какие интересные ягодки) Наташа, а если на почту рассылки больше не будет, то где можно эту роспись еще кроме Арт орбиты посмотреть, ну чтоб это она наверняка была?
ОтветитьУдалитьТина, я на почту всем отправила, скажи пожалуйста ты не получила?
УдалитьЕсли нет, будь добра, напиши еще раз почту, я тебе пошлю :)
К сожалению, графический материал по Тюменской росписи я больше и лучше чем в АРТорбите не нашла. Текстовая часть есть, а вот рисунков мало.
УдалитьНет, писем не приходило, просто по матрешкам тоже письма не было и я подумала что так и должно быть, плюс матрешка у меня дома есть - было на что посмотреть, потому и не заморачивалась)))
УдалитьЖаль очень, что мало образцов, там всего одна птиченька, было интересно увидеть как выглядят другие, а то мне, что филин, что сова - одинаковые ночные птицы))))
Моя почта - tina.s.ivanova@gmail.com
О, пришел урок))) Спасибо, Наташа)))
УдалитьТина, прости меня пожалуйста, видимо у меня не сохранен был твой эл. адрес.
УдалитьНаташенька, солнышко, тут не за что прощения просить, я понимущая))) правда-правда))) Знаю, что у каждой из нас мульён важных-преважных мыслей в голове есть, которые помнить надо))) Ты радость даришь, а это главное) Еще раз спасибо)
УдалитьНаташа, я тут рылась всюду по сети в поисках картинок красивых и набрела на альбом озаглавленный как "Тюменская домовая роспись", в нем даже совушки есть. Можешь одним глазком глянуть в него сюда https://vk.com/album-57653839_179200903 Как ты думаешь можно ли на эти фотографии ориентироваться?
УдалитьАга, посмотрю вечером, пока не могу.
УдалитьТина, спасибо за ссылочку, девочки, всем рекомендую поглядеть.
УдалитьДумаю, что мы можем взять птичек и цветочки оттуда. Хорошие образцы - ведь Тюмень - часть Урала, так что если мы отдельно затрагиваем Тюменскую роспись, то можно конечно изучать. Я себе в комп. скопировала несколько фото, хочу покопировать, потренироваться.
О, как хорошо, а то я смотрела, любовалась и немного сомневалась, верить или не верить глазам))
УдалитьИзвените я не нашла что вы мне отправили файл. Напишите в мой мир пожалуйста.Найдите меня снова. Я эту роспись не поняла.Она похожа на урало-сибирскую.Открытки я не умею делать.
ОтветитьУдалитьВалерия, если вы не умеете делать открытки, то рисуйте просто на листе или в альбоме, как угодно.
УдалитьНаташа, как здорово! Мой любимый двойной мазок! Мне письмо дошло, спасибо, все в порядке!
ОтветитьУдалитьКатя, будет прекрасная возможность полюбоваться новыми работами :)
УдалитьА можно с вами? :)
ОтветитьУдалитьИрина, конечно можно. Напишите пожалуйста Вашу почту, я отправлю Вам задание и пришлю приглашение стать автором блога, чтобы Вы могли самостоятельно опубликовать свои работы.
Удалить