понедельник, 1 июля 2013 г.

Алтайская роспись

Алтайская роспись
       На территории Алтайского края издавна была распространена разновидность Урало-сибирс­кой росписи, получившая впоследствии назва­ние "алтайской".
      Роспись широко бытовала среди старооб­рядческого населения края. Мастера украшали предметы домашнего обихода: сани, прялки, рубели, мебель и внутреннее помещение жили­ща. В этом регионе распространена была до­мовая, стенная роспись.
      Вначале она появилась  у "поляков", то есть у ста­рообрядцев, проживающих по бе­регам рек Уба и Ульба (с. Верх-Уба, Черемшанка, Бутаково, Секисовка и др.) Так их прозвали по­тому, что гонимые за веру, они жили долгое время за пределами России, в Польше. По приказу Екатерины II им разрешили (в 1764 г.) поселиться на территории Алтайского края.
       Вот как говорится об алтайс­кой росписи в книгах М.Швецовой "Поляки Змеиногорского уезда " «... косяки в окнах и двери, а иногда и потолки также украшены рисунками  большей частью цветами и птицами, а также красными, синими и зелеными кругами, представляющими солнце», Г. Гребенщикова «Река Уба и Убинские люди», 1912 г.: «…потолки, стены украшены фантастическими цветами». После появления роспи­си у поляков она переносится к каменщикам-старообрядцам Бухтарминской долины. Первоначаль­но они нашли себе приют в труд­нодоступных местах, в горах, уще­льях, "камне". Отсюда и общее местное название раскольников, старообрядцев - "каменщики".
       В 1930 г. исследователи Бломквист, Гринкова в книге "Бухтарминские старообрядцы" уделяли большое внимание и росписи по дереву. Было сделано много ри­сунков, фотографий. "Совершен­но своеобразное впечатление про­изводят эти старые дома, распи­санные пестрыми стилизованны­ми узорами, особенно необычны комнаты с росписью по красному фону, с расписными печками, ме­белью, косяками окон", - отмети­ли ученые.
       В Бухтарминской долине роспись появляется в конце XIX века, на 30 лет по­зднее, чем у поляков. И вначале в богатых деревнях Фыкалке, Бе­лой. У кого не хватало средств, те заказывали расписывать предме­ты быта и некоторые части жили­ща (двери, ставни, печки). А бога­тые расписывали весь дом. Это могли сделать в течение месяца три человека, но опытный мастер выполнял эту работу за неделю.
Еще в 50-х годах можно было видеть не только отдельные расписные предме­ты, но и дома со сте­новой росписью.
       Экспедиции Алтайского музея находили лишь следы домовой стенной росписи. В лучшем случае попадались двери. Наличники, но чаще всего один из предметов домашнего обихода – прялки.
       Домовая роспись стала  исчезать в тридцатых го­дах, ее стали забеливать. И на интереснейшую роспись мы можем полюбоваться теперь, глядя лишь на прялки.
       Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанны­ми движениями кисти приемом "разбел". Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При на­писании цветов получали объем­ные лепестки, построенные на цветотени. Непременным моти­вом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цве­тами, или куст, растущий из вазо­на. В образах цветов, распускаю­щихся из бутонов, воплощалось свойственное еще миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде.
      Другая особенность -  своеобразная форма лис­тьев. Они имели стручковидную, удлиненную, ланцетовидную, пе­ристую форму. Эти листья были всегда "оживлены черными запя­тыми", которые придавали живо­писи изящность и нарядность.
      В мотивы входили и птицы, симметрично сидящие или порха­ющие над вазоном или цветами. Роспись выглядела яркой и све­жей, несмотря на то, что мылась несколько раз в год мочалкой из осоки с песком и водой. Исполь­зовали для росписи фабричные краски. Но были и самодельные – масляные. «Прочные, не выцветающие и несмывающиеся крас­ки изготавливались из цветных глин, а олифу варили из конопля­ного или льняного масла. Масло ставили в печь и томили "до го­товности", пока "перышко не свер­нется". Одновременно ставили и томили молоко до красноты. Гли­ну для краски отмучивали, просе­ивали на чистое сито и разводи­ли олифой. Место, подлежащее окраске, покрывали слоем топле­ного молока и, дав подсохнуть, наносили несколькими слоями жидко разведенную краску. Таким образом, получали "ровную, бле­стящую, необычной прочности поверхность". Затем приступали к свободной кистевой росписи: узоры цветов, птиц наносились без трафарета.
     Валентина ЧЕРКАШИНА, «Рудный Алтай», 10 октября 1998 г
      К сожалению иллюстраций Алтайской росписи немного, но мне не хочется обходить ее стороной.
      Давайте попробуем копировать старых мастеров и выполнить работу.
Если у Вас есть возможность дать ссылку на дополнительные материалы по алтайской росписи, то пожалуйста, опубликуйте в блоге как новое сообщение.

·        Урок первый – цветы, птицы.
      Выполняем работу плоской кистью. Предлагаю выполнить копию одной из присланных вам композиций. Работу выполнить на белом или на красном фоне по желанию.
      Копирование является важной частью обучения рисованию.

      Итоговая работа  - композиция.
      На летний период увеличивается время выполнения с 1 по 30 июля.
      Фото отчет.

 

7 комментариев:

  1. Красота! А ты, Наташенька, молодец! Даже в летне-отпускное время не расслабляешься и держишь нас всех в тонусе ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, а мне на ящик материалы не пришли((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я отправляла на почту - на ту, с помощью которой ты стала автором проекта, посмотри. Если там нет, то напиши мне еще раз.

      Удалить
    2. Ага, есть, спасибо) По привычке ждала рассылку на мейл-ру, как в проекте "Северные росписи" было

      Удалить
  3. potomuchka@gmail.com пришлите пожалуйста задания, осваиваю росписи. спасибо

    ОтветитьУдалить