суббота, 1 февраля 2014 г.

Гжель



Гжельская керамика

Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» – это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины. 


История возникновения и распространения.

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.

Гжель всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее".

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель". Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок "Известкового завода" или "Известковый" (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и "Посёлок Кирпичного завода" или "Труженик".


Процесс производства.

Процесс производства гжельских изделий таков. Сначала мастера вытачивают на специальных станках гипсовые модели по эскизам художников. Станок напоминает гончарный круг, но заготовки обрабатываются не руками, а при помощи специальных резцов.

В последствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.

После этого изделия обжигаются, и художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.

Часто мастера гжели придают вид своим произведениям, основываясь на определённой тематике. Выполняемые ими миниатюрные скульптуры часто изображают персонажей и даже сценки из знаменитых литературных и кинопроизведений. Нередко выпускается и продукция, посвящённая каким-либо историческим событиям. Так например к каждой годовщине победы в Великой Отечественной войне на протяжении нескольких лет приурочивают выпуск продукции с изображением солдат и техники той эпохи.


Гжельская роспись здесь

Гжель в Википедии здесь

Примеры взята с сайта АРТорбита и из интернета.
Урок первый: бордюры, цветочки. Роспсиь в свободно кистевой манере. Плоской кистью в два цвета – синий (голубой)+белый, затем круглой тонкой кистью оживки, материал гуашь, акрил.
Задание –  открытка.
Выполните композицию с цветком.
Время выполнения с 1 по 28 февраля. Фото отчет.
Урок второй: цветы, листья.
Задание –  открытка «С днем рождения».
Выполните композицию с цветами, листьями, ягодами.
Время выполнения с 1 по 31 марта. Фото отчет.
Урок третий: птицы.
Задание –  свободная форма на ваш выбор: ваза, тарелка, поднос, скульптура и др. Можно выбрать объемную форму или силуэт.
Выполните композицию с птицей, цветами, ягодами.
Время выполнения с 1 по 30 апреля. Фото отчет.


8 комментариев:

  1. Наташа, как же я о ней мечтала. Только очень страшно ее пробовать. Кажется, что это не по силам. Вот доросписываю городец и попробую гжель, вдруг получится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я тоже мечтала! Даже птичку уже попробовала :)

      Удалить
  2. ой, красота конечно, попробую и я, но немного побаиваюсь, там такая сложная техника, волны, переходы)) эх...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так, что за разговоры, ГЛАЗА боятся, а руки делают!

      Удалить
  3. Тук-тук! Кто в теремочке хозяйка? Нижайше кланяюсь Вам и прошу: пустите к себе на пожить-поучиться, пожалуйста.
    Мой адрес: tina.s.ivanova@gmail.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тина, заходите в теремочек, я посылаю Вам приглашение стать автором и задания :)

      Удалить