вторник, 1 октября 2013 г.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-Майданская роспись 

           На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
          С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
         Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
         Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
         Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
         Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают.  Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
          В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
          На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
           В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера.  В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи
           Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером. 
          Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости
от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.
          Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного
нанесения рисунка.





Урок первый – рисование цветов, ягод и фруктов.
Задание к первому уроку – коробка или коробочка. Форма коробки может быть квадратная или прямоугольная.
Материал: акварель, гуашь, акрил, круглая кисть.
Время выполнения: три недели с 1 по 20 октября. Фото отчет.

Урок второй – композиция.
Задание ко второму уроку – роспись на круглом деревянном изделии. Это может быть солонка, ваза, туесок. Если деревянного изделия у вас нет, то попробуйте роспись на баночке, бутылке или на тарелке можно предварительно загрунтованной, а можно и не грунтовать.
Материал: акриловые краски, круглая кисть.
Можно попробовать витражные краски, если планируете роспись по стеклу.
Время выполнения: четыре недели с 21 октября по 10 ноября. Фото отчет.

7 комментариев:

  1. ))) Роспись детства! Была матрешка с такой росписью!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, а я тоже помню такие грибочки, но не знала что это за роспись. Мне нравится изучать росписи, я для себя столько нового открываю, столько деталей и нюансов разных.

      Удалить
    2. И у меня грибочек был :) И круглая шкатулка до сих пор у бабули есть - у нее там катушки ниток лежат..

      Удалить
  2. Крахмальный клейстер - это для дерева, я так понимаю? Интересно как его готовить?

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, а чем можно по грунтовать керамическую тарелку? Я пробовала расписать гуашью, краски ложиться не очень. Попробовала ПВА сначала, потом росписывать, лучше, но не намного. Что бы еще такого малозатратного придумать? Покрывала гуашь лаком ПФ, под акриловым лаком гуашь течет. Пробовала, все испортила.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, все понятно. Нет ничего из малозатратного не подойдет.
      Ирина, керамическая тарелка какая? Обычная столовая посуда или из глины сделана и чем покрыта?
      Если обычная столовая посуда, то один раз я делала роспись акриловыми красками, потом покрыла лаком, но я думаю, что мыть такую тарелку нельзя, только сухой тряпочкой протирать. Тут нужны специальные краски по стеклу и керамике.

      Я хочу попробовать витражные краски + контур по стеклу и керамике. Купила две стеклянные тарелки.

      Удалить
  4. Очень необычно.Яркая роспись.Красиво.

    ОтветитьУдалить