понедельник, 13 мая 2013 г.

Урало-сибирская роспись

          Обвинская роспись, которую мы уже изучили, относится к ряду росписей по дереву, объединенных общим названием – Урало-сибирская роспись, с ответвлением – алтайская (алтайскую роспись мы тоже потом посмотрим, правда про нее материалов немного, может кто богат информацией, то посоветуйте источники). Сегодня мы начинаем разговор про Урало-сибирскую. Эта роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на кисть одновременно с белилами берется цветная краска. В XVII веке двухцветный мазок в Сибирь и на Урал принесли поморы, а в конце XVIII - начале XIX веков переселенцы с юга России и Украины – обилие фантазийных форм и богатую цветовую гамму. Основными центрами зарождения урало-сибирской росписи были такие города, как Соликамск, Тюмень, Тобольск. Таким образом,  источником появления роз в декоративной росписи можно считать сады Демидовых и их последователей. Если роспись металлических изделий, ставшая городским ремеслом, получила распространение при демидовских заводах, то роспись по дереву была сосредоточена в сельских районах Урала.
          Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, у Далматова - изготавливали прялки и т.д.
          В 40-х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. «Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приемами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний».
          Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX веках. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости. Огромную популярность получила роспись прялок и внутреннего убранства жилища.
          В 40х года XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений.
         Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. "Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Городские покупатели предпочитали роспись более тонких, изысканных цветовых сочетаний" (Барадулин В,А, Уральский букет).
         Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространённой  композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в. Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали — видимой частью плоскости.
         В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.
         
          Мотив розы, иногда схематичный, иногда натуралистичный присутствовал в урало-сибирской росписи по дереву с середины XVIII века. Возникновение темы так называемой «тагильской розы», используемой в росписи металлических подносов, оказало свое влияние и на роспись деревянных бытовых изделий.
          Однако художники расписывали не только бураки. К середине XIX в. в городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные вальки, трекла. Сечки для рубки капусты, крашеные коромысла и вёдра, с которыми женщины ходили по воду. Среди этого обилия домашней утвари выделялись прялки.
          Крестьянский быт, наполненный обрядовыми элементами декоративно-прикладного искусства, способствовал устойчивому сохранению в народных ремёслах древнейших мотивов. Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
          Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях
.
Про декоративную роспись Урала также можно почитать здесь.
·        Урок первый – листья, бутоны, оживки.  
Задание к первому уроку – композиция из листьев с нераскрывшимися бутонами. Формат выберите вертикально ориентированный или квадратный.  
Материал – плоская кисть, кисть может быть с синтетической или натуральной щетиной. Предпочтительнее синтетическая. Ширина плоской кисти 1-1,5 см. Чем больше кисть, тем больше листья.
Оживки выполняются черным цветом круглой беличьей кистью №3.
Краски на выбор – акварель + белая гуашь, гуашь, акриловые краски.

Основа росписи – двухцветный мазок.
Чтобы выполнить двухцветный мазок один край плоской кисти обмакиваем в зеленую краску с палитры, а другой край в белую, выполняем округлый мазок внутри белым цветом. Попробуйте поэкспериментировать с цветом – зеленый + желтый. По такому же принципу выполняют цветы, только тут вариантов цвета гораздо больше.
Обращайте внимание на композицию.    
Время выполнения две недели, с 13 по 26 мая. Фото отчет.

·        Урок второй – цветы.
Задание - композиция на деревянной доске (разделочной).
Ели у вас нет возможности выполнить роспись на настоящей деревянной доске, то нарисуйте на альбомном листе форму разделочной доски и выполняйте задание. Можно выполнять также на тонированной бумаге цвета дерева, подойдет оберточная бумага.
Форму доски выбирайте по своему усмотрению, но она должна быть вертикально ориентирована.
Можно попробовать масляные краски или акриловые (если решите выполнить роспись по дереву). 
Время выполнения две недели, с 27 мая по 9 июня. Фото отчет.

·        Урок третий – птицы. Мне хочется, чтобы Вы еще немного порисовали плоской кистью, предлагаю выполнить композицию с птицами на альбомном листе.
Время выполнения три недели, с 10 по 30 июня. Фото отчет.
На последнее задание время увеличено – лето, отпуска, сад-огород.

          Пишите в отчетах, какие трудности у вас возникли при выполнении заданий.
Как проходил процесс рисования.
          Уважаемые авторы, на почте всех ждет письмо, я отправила на ту почту, с помощью которой вы стали автором проекта, смотрите внимательно, если у вас не один адрес. Если не получите письмо, то напишите.
        

2 комментария:

  1. Очень интересная роспись.Я хочу ее изучить и попробовать рисовать.Немного умею писать уральскую.У вас очень красиво.

    ОтветитьУдалить